понедельник, 3 апреля 2017 г.

Важность безрассудства. Глава 5. Часть II - Возлюбить ближнего как самого себя

Два любопытных явления характеризуют христианскую жизнь в Америке сегодня. Первое - это наша склонность критиковать больше, чем хвалить. Прислушайтесь к разговорам в кафе, гостиных и церквях. Обратите внимание на высказывания экспертов и известных личностей. Мы склонны не только критиковать, но и делать очень кислое лицо, когда хвалят кого-то другого. Многие придирчивые христиане слишком быстро отрицают присутствие чего-либо хорошего и подчеркивают только темные и ужасные качества человека, ситуации или заведения, несмотря на их благородные и достойные стороны. Они испытывают восторг, выставляя на показ недостатки и ошибки других людей, радуясь отсутствию добрых качеств. Сенатор из Арканзаса Уильям Фулбрайт однажды прокомментировал эту коварную тенденцию в новостных СМИ: “Та пуританская самоправедность, которая всегда была на поверхности американской жизни, прорвалась через слабые барьеры воспитанности и сдержанности, и пресса стала в авангарде новой волны агрессивности”. Ее целью может быть правительство страны, силы местной полиции или официантка в кафе. Это не имеет значения. Все внимание сосредотачивается на том, чем не является какой-то человек или учреждение. Ошибки и недостатки характера становятся причиной для радости, потому что они позволяют нам чувствовать себя выше и благороднее других.

В день моего рукоположения мой духовный отец сказал мне: “Помни, что невозможно переоценить ценность любого человека”. Его слова бросают вызов нашей склонности не ценить людей.

Второе явление очень связано с первым. Это - то, что можно было бы назвать преобладанием отрицательной самооценки. Самооценка – это то, как мы видим себя, отражаясь во взгляде других людей. Это, в свою очередь,  обусловливает наше восприятие мира и наше взаимодействие с сообществом. Те христиане, у которых отрицательная самооценка, видят себя недостойными любви. Мы отрицаем свою ценность, нас преследует чувство неадекватности и неполноценности, и мы закрываемся от того, чтобы ценить других, потому что они угрожают нашему существованию. Похвала в адрес другого человека расценивается как нападение на свою личность.

Когда при нас хвалят другого сотрудника, мы расстраиваемся и становимся раздражительными, умаляя их заслуги и называя это тщеславием. Мы порицаем пагубность культов личности. В действительности, мы говорим себе: “Я – олух и глупец; я всем мешаю, никому нет никакого дела до меня”. В группе других людей мы чувствуем себя незваными гостями. Мы тягостно вздыхаем: “Никто меня не любит”.

Отрицательная самооценка была бы не такой разрушительной, если бы она не влияла на то, как мы взаимодействуем с другими людьми с точки зрения восприятия самих себя. Мы берем из реальности только те аспекты, которые подтверждают нашу собственную низкую самооценку. Мы выделяем ту сторону ситуации, которая указывает на отвержение. В простом разговоре с кем-то близким мы воспринимаем отсутствие энтузиазма на лице собеседника как подтверждение того, о чем мы уже подозревали: “Я - зануда”. На улице мы встречаем человека, которого ценим. Он игнорирует нас. Тем вечером, когда мы ложимся спать, мы не вспоминаем те приятные и даже прекрасные моменты прошедшего дня, а вместо этого засыпаем, думая о том случае, который подтвердил нашу отрицательную самооценку. Следовательно, каждый такой случай становится полным доказательством или опровержением всего нашего существа. Каждый случай становится осуждением себя и подтверждением нашей никчемности.

Чтобы любить своих ближних как самих себя, мы должны признать свою внутреннюю ценность и достоинство, и полюбить себя целостно и признательно, как это заповедал Иисус, когда сказал: “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Склонность постоянно ругать себя за реальные и выдуманные неудачи, принижать и недооценивать себя, думать только о своей нечестности, эгоистичности и недостатке личной дисциплины - это влияние нашей отрицательной самооценки. Тенденция все время ругать себя за реальные или воображаемые неудачи, умалять себя и недооценивать свою ценность, ставить акцент на своей недобросовестности, эгоистичности и отсутствии личной дисциплины, является влиянием нашей отрицательной самооценки. Кажется, что мы совершенно не способны принимать, прощать и любить себя, утвердившись в критических замечаниях своих друзей, а также упреках и укорах общества. В своей вступительной речи на региональной харизматической конференции в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, отец Фрэнсис Макнатт коснулся оголенного нерва, когда сказал: “Если Иисус Христос простил вам все ваши грехи и омыл вас Своей собственной Кровью, какое у вас есть право не прощать себя?”

Способность любить себя является корнем и основанием нашей способности любить других и Бога. Я могу терпеть в других только то, что я могу принять в себе. Ван Каам пишет: “Мягкость к своему хрупкому драгоценному “я”, уникально задуманному Богом, составляет сущность моей мягкости по отношению к другим и ко всему, созданному Им и окружающему меня. Это также является главным условием для моей близости с Богом”.

Как ни странно, наша ненависть к себе слишком часто приводит к тому, что мы вредим самооценке других. Эндрю Грили пишет: Миссия Бога в мире и Его миссия во взаимоотношениях с каждым верующим - это помочь преодолеть ненависть к себе. Потому что ненависть к себе является преградой для любви. Мы ненавидим других людей не потому, что мы слишком сильно любим себя, но из-за того, что мы не способны любить себя. Мы боимся и не доверяем им, потому что мы чувствуем себя неполноценными в отношениях с ними; мы прячемся за гневом и ненавистью, потому что где-то в глубине души считаем, что мы недостаточно хорошие для них. 

Однажды вечером я стоял в Нью-Йорке около Театра Шуберта во время антракта. Мужчины в смокингах с интересом обсуждали со своими женами в вечерних платьях влияние немецкого философа Шопенгауэра на произведение Сэмюэла Беккета “Театр абсурда”. Как раз в тот момент, когда я собирался произнести речь о своих глубоких познаниях на эту тему, чтобы поразить своих собеседников и навсегда поставить точку в этом споре хотя бы на ближайшие сто лет, мимо меня прошла пожилая женщина с пачкой журналов “Варьете”.

Она была в кроссовках и в кепке таксиста. Я сунул ей в руку монету и взял журнал. "Отец, можно вас на минутку?" - спросила она. В те дни я всегда ходил в пасторской рубашке. Я знал, что меня вряд ли узнают по моим добродетелям, поэтому я надевал рубашку с пасторским воротничком. Я носил ее даже когда принимал душ, и надевал ее под пижаму во время сна. “Да, только подождите минуту” - резко ответил я. Поворачиваясь к своим друзьям, ждущим моего проницательного ответа, я услышал, как она сказала: "Иисус не разговаривал бы с Марией Магдалиной так, как вы”. И затем она исчезла на той улице.

Значение происшедшего дошло до меня только уже после антракта. Я был настолько озабочен своим статусом, что отнесся к этой женщине как к торговому автомату. Я положил ей в руку монету и взял журнал. Я не выразил никакой признательности за ее труд, не проявил интереса к ее жизни и не выразил уважения к ее личному достоинству. Озабоченность собой наряду с нежеланием отнестись к ней с искренней любовью, пропитанной уважением к ее личности, только усилило ее ощущение своей бесполезности и еще больше понизило ее самооценку. Ее представление о себе сформировалось таким образом, как она видела себя в глазах других людей. Если бы она пришла в церковь на следующее воскресенье и увидела бы меня за кафедрой, призывающей ее любить Бога превыше всего остального... каким бы это было лицемерием со стороны человека, который подорвал ее способность любить кого бы то ни было. Иссушенное жаждой человечество имеет совсем небольшую способность принимать лучи Божьей любви. 

2 комментария:

  1. Irochka, huge thank you for your hard work of translating this book! This chapter, just as the other ones really make you think and look deep inside of you .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Thank you so much for your encouragement and kind words, dear friend! I appreciate your support so much!

      Удалить