воскресенье, 19 марта 2017 г.

Важность безрассудства. Часть 2 - Ум Христов. Глава 4 - Обретение Отца.

Научиться думать так, как Иисус, естественно, не так просто. И все же мы часто живем  так, словно уже прочно овладели тем, что совершенно не входит в наш привычный образ мышления и поступков. Если такое вообще возможно! Поэтому давайте продвигаться вперед с мыслью, что мы ищем разум Христов, осознавая, что полное понимание является недостижимой целью. И все же мы можем многое узнать для себя, когда мы обращаем свои сердца от желаний, которые не имеют места в Евангелии Христа - безопасности, удовольствий и власти - и вместо этого открываемся для тех устремлений, которые занимали душу и разум Иисуса. Он недвусмысленно говорит о том, на чем был сосредоточен Его разум: 

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? (Лука 10:25–29) 

Иисус ответил им притчей о добром самаритянине, чтобы объяснить вторую весть наибольшей заповеди. Но никто не просил Его объяснять первую часть с наибольшей заповеди. Даже сегодня мы тратим много времени в церквях, говоря о любви к ближним (хотя мы уделяем слишком мало времени, чтобы на самом деле так поступать), и все же мы редко задумываемся о том, что значит любить Бога всем своим сердцем, душой, крепостью и разумением. Возможно, следующая притча сможет помочь нам лучше понять, на что похожа такая любовь.

Притча о Целителе

Много лет назад, в небольшом мексиканском городке Опи, родился ребенок. Жители городка ждали его появления с огромным интересом, потому что его прадед был ирландцем, а прабабушка - темнокожей. Его дедушка был мексиканцем, а бабушка креолкой. Его отец был наполовину индейцем, а мама испанкой.  У этого младенца была очень непонятная родословная, и от этого у него был очень забавный цвет кожи - смесь белого и золотого, карамельного и кофейного цветов. Не зная, как его назвать, родители наконец дали ему имя Вилли.  Вскоре после рождения он заболел полиомиелитом, и это привело к тому, что он стал частично парализованным.

Вилли рано понял, что дети могут быть очень жестокими, когда они чего-то не понимают. В школе они смеялись над его необычным цветом кожи, дергали его за темно-рыжие волосы и иногда били его по больной ноге. Когда дети играли в перетягивание каната на городском празднике, товарищи по его команде вдруг отпустили канат, и Вилли упал в грязную лужу. Позднее, во время гонок на садовых тачках, его партнер уронил его в кусты с очень острыми шипами. Вечером того дня мама Вилли вынула все колючки, искупала его и смазала его кожу успокаивающим маслом алоэ. Пока он засыпал, она нежно гладила его голову и снова, как и много раз прежде, рассказывала ему о великом Эль-Шаддае и Его любви ко всем маленьким детям, как дети льнули к Нему и никогда не хотели от Него уходить.

Приближался еще один большой праздник, и Вилли усердно трудился, чтобы скопить деньги, кормя городского ослика Мачо. В праздничный вечер он доковылял до городской площади, где уже все собрались на праздник. Его глава засияли, когда он увидел палатки с сахарной ватой, красивых девушек в  праздничных нарядах, гарцующих лошадок на карусели, расшитые блестками мужские сомбреро, которые надевали всего раз в год, танцующего как газель красочного клоуна в костюме зебры.

Вилли ходил от одной палатки к другой, размышляя о том, потратить свои скудные сбережения на лепешку или толченую кукурузу с мясом, и вдруг он увидел старый деревянный фургон. На нем висела вывеска: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ВЕЛИКОГО ЦЕЛИТЕЛЯ.

Осторожно подходя к фургону, его сердце бешено заколотилось в груди. Высокий, изможденный и угловатый человек поднялся на повозку, протянул свои руки и приготовился что-то сказать. Именно в этот момент он посмотрел прямо на Вилли. Его лицо было обветренным, но его глаза! Они были грустными, но настолько пронзительными, добрыми и нежными. Сердце Вилли сразу же подсказало ему, кем был этот человек. “Это Эль-Шаддай!” - закричал Вилли.

Целитель улыбнулся. Его лицо сияло как солнечный лучи, а глаза весело сверкали. “Вот, братец, возьми” - сказал Целитель. Он подал Вилли флакон, в котором была ярко-оранжевая жидкость. “Втирай три капли этой жидкости в свою грудь каждый вечер, и с тобой начнут происходить удивительные вещи”. Вилли полез в свой карман, чтобы достать все, что у него было и заплатить за флакон, но Целитель сказал: “То, что я бесплатно получил, я должен бесплатно отдавать другим”.

Целитель сел на повозку. Вилли подошел к нему и робко спросил: “Сеньор, сможет ли это средство из флакона сделать мою больную ногу прямой, и уйдут ли мои пятна?” Знахарь взял его на руки и посадил к себе на колени. Теперь Вилли испугался. Он испугался, что когда Целитель увидит его кожу поближе, он рассмеется, как и все жители деревни, которые прозвали его “пестрой форелью”. Вилли совсем не был готов к тому, что случилось дальше. Целитель положил голову мальчика себе на сердце. Там было так тепло и спокойно, что Вилли подумал о камине в гостиной комнате того домика, в которой он жил. Затем он почувствовал капли дождя у себя на голове и посмотрел вверх, увидев, что по лицу Целителя текут слезы сострадания. Вилли сразу же подумал о своей маме. Но даже с ней он никогда прежде не чувствовал себя таким любимым.

“Как тебя зовут, братец?” “Вилли”. Голова мальчика так и осталась лежать на груди у Целителя, и он все еще сжимал в своей руке флакон. “Мое лекарство настолько сильное, Вилли, что оно не только выпрямит твою ногу, но и все извилистые пути и извращенные сердца. Каждая долина боли наполнится, а всякая гора гордости понизится, и все люди увидят спасение Бога”. Он коснулся темно-рыжих волос Вилли и слегка поцеловал его в лоб. “Не хотел бы ты поужинать со мной, Вилли?” За всю его жизнь еще никто не приглашал Вилли на обед. На самом деле, никто кроме его отца и матери не приглашали его куда-либо.

Чувства, о существовании которых Вилли никогда не подозревал, наполнили его сердце. Другие люди делали так, что он все глубже и глубже погружался в одиночество. Но Целитель хотел разделить с ним свою еду. Вилли был вне себя от радости. Он вытащил все деньги из своего кармана. “Я куплю десерт!” - воскликнул он. “Лимонад со льдом, сахарную вату и печенье из одуванчиков!” Они радостно поужинали. Вилли взволнованно говорил, а Целитель спокойно слушал. Вилли рассказывало своем отце и матери, о том, как трудно учиться в школе и о том, как ему бы хотелось иметь друга. Затем он пристально посмотрел в печальные, добрые глаза Целителя и набрался смелости, чтобы задать вопрос: “Вы будете моим другом, сеньор?”

“Я и есть твой друг” - ответил Целитель. Неожиданно, сердце Вилли сковал холодок. У него никогда не было друзей. Что, если он не научится быть другом? Целитель был таким щедрым и добрым, таким благожелательным и любящим. “Наверняка, я подведу его и потеряю своего единственного друга” - подумал Вилли. “Сеньор”, - сказал он, несмотря на свой страх, “пожалуйста, расскажите мне, что значит быть другом! Я хочу так многому научиться”.

“Пусть твое сердце не беспокоится, братец. Я расскажу тебе о том, какой я друг, а затем ты сам решишь, каким другом хочешь быть ты. Вилли, если я буду говорить тебе красивые слова, которые помогут тебе чувствовать себя важным, но не буду любить тебя, я - не твой друг. Если я поделюсь с тобой всеми своими знаниями, чтобы ты стал понимать все тайны вселенной, но не буду любить тебя, я вовсе не буду другом. Если я раздам всю свою еду, чтобы накормить твою семью и позаботиться обо всех твоих нуждах, но не буду любить тебя, я вовсе не буду тебе другом.

“Братец, я всегда буду терпелив с тобой. Я всегда буду добр к тебе. Я никогда не буду ревновать тебя к другим друзьям. Хотя я единственный сын своего отца, я никогда не буду заносчивым с тобой. Я никогда не буду  высокомерным. Я никогда не буду с тобой грубым. Я не стану дружить с тобой, чтобы что-то от тебя получить. Я не буду гневаться на тебя. Я не буду дуться, когда ты разочаруешь меня. Я не буду радоваться, когда ты будешь неправильно поступать, но я буду ликовать, когда ты будешь верен себе. Нет предела моему прощению твоих ошибок, моему доверию тебе и моей уверенности в тебе. Нет предела моей силе выдерживать все испытания дружбы с тобой.  

“Вилли, послушай меня внимательно. Я никогда не подведу тебя. Пророчества прекратятся, языки умолкнут, знание пройдет, но я не забуду тебя. Я никогда не перестану быть твоим другом. Братец, возможно твоя память не так сильна. Но если ты позабудешь все, то не забудь вот это. Есть три вещи, которые всегда есть в дружбе - вера, надежда и любовь. И величайшая из  них - любовь”. Вилли внимательно слушал. “Это так прекрасно, сеньор” - сказал он, качая головой. “Но я боюсь, что никогда не смогу быть таким другом. Я слишком слабый, слишком уродливый, слишком непостоянный, слишком глупый”.

“Вот почему я дал тебе свой специальный эликсир, братец. Обязательно втирай три капли в свое сердце каждый вечер. Первая капля называется прощением, вторая - принятием, а третья - радостью. Делай это и знай, что ты благословен”. Затем он подарил Вилли самую теплую улыбку и ушел.

Вилли побежал домой, всю дорогу подпрыгивая и пританцовывая. Когда он пришел, он пошел в свою комнату, закрыл дверь, и преклонил колени возле кровати. Он открыл флакон и начал втирать первую каплю прощения других в свое сердце. Это было очень больно, потому что другие дети так сильно обижали его. Но вскоре произошла чудесная вещь: Вилли был настолько открыт для дружбы Целителя, что капли оранжевой жидкости не остались на сердце, а просочились прямо внутрь. То, для чего обычно требовались долгие годы, чтобы Дух Целителя совершил в сердце обычного человека, произошло в открытом, доверчивом и искреннем сердце Вилли за одно мгновение. Все тревоги о его ноге, все пятна и все остальное исчезло.

И Вилли начал молиться вслух: “О, сеньор, Эль-Шаддай, мой друг, не оставляй меня. Ты можешь попросить у меня что хочешь. Все, что мне нужно - это ты. Просто будь рядом со мной и держи меня за руку ради нашей дружбы и радости общения. Даже если ты пошутил, исцелив мою ногу и пятна, мне все равно. Я буду счастлив, даже если останусь пестрой форелью, только если ты останешься со мной. Я помню то, что ты сказал мне, и для меня это важнее всего... я люблю тебя, мой друг. Делай все, что хочешь, сеньор. Только никогда не оставляй меня. И не позволь мне когда-либо покинуть тебя”.

После того, как Дух Целителя вошел в сердце Вилли, Он разлился по всему его существу и помог ему осознать, насколько пустой была бы его жизнь без  друга. Эта мысль так поразила его и ужаснула, что Вилли уже никогда не оставался прежним. Но это также открыло его глаза, и он увидел, что в глубине души у него на самом деле было только одно желание - не те вещи, которые обещал Целитель, а сам Целитель.

Любить Бога всем сердцем

Нетрудно увидеть, к чему нас приводит эта притча. В Евангелии от Матфея (22:34–40), когда Иисуса просят назвать самую великую заповедь, Он начинает со слов “Шма Исраэль” (“Слушай, Израиль”), из Второзакония 6:5, и добавляет к этому слова из Левита 19:18, где предписано любить ближнего. Хотя Иисус различает эти две заповеди, очевидно, что Он делает это только для того, чтобы показать, насколько они образуют одно целое и неотделимы друг от друга. Если эти слова истолковывать как заявление Иисуса о Его отношении к Создателю и Отцу, а также к людям, которых Он пришел спасать, то Иисус воплощает Собой Величайшую заповедь.

“Все, что мне нужно - это ты” - эти слова эхом отражают безграничную любовь и беззаветное послушание Иисуса Богу. Его утверждение “чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю” (Иоанн 14:31) проливает яркий свет на мысли, которые занимали разум Иисуса Христа: Бог существует, и этого достаточно. Жизнь в этом месте полного покоя не является ни мечтательной абстракцией, ни оправданием в том, чтобы отдаляться от насущных нужд этого мира.

Апостол Павел – полный реалист. Он не советует своим слушателям принять упрощенную, эфемерную веру, когда он пишет: “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Филиппийцам 2:5). Наоборот, это место сосредоточения. В тихом слушании христиане начинают с того, где они находятся, раскрывают, что у них есть и осознают, что мы уже достигли своей цели. Нет нужды бежать за Богом и просить Его явить нам Себя. Павел пишет: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?” (1 Коринфянам 3:16).

Жить здесь означает понять, что мы уже имеем то, что ищем. Нет никакой необходимости искать безопасность, удовольствия или власть, как это делают неверующие. Царство Божье внутри нас. Все, что нужно, это замедлить темп и прислушаться. Бог находится с нами постоянно. Поэтому мы взываем вместе с Вилли: “Все, что мне нужно - это Ты, Господь”, и вместе с Павлом: “Я хочу познать Христа” (Филиппийцам 3:10). Мы молимся вместе с псалмопевцем:

Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его. (Псалом 26:4)

Христиане, которые двигаются к этому месту, обретут мир и удовольствие в Божьей полноте. Здесь мы перестаем беспокоиться о том, чего у нас нет, потому что мы уделяем время тому, чтобы ценить и наслаждаться тем, что имеем. Мы освобождаемся от большой части ненужных страданий, которые мы навлекли сами на себя, потому что пристрастия, которые когда-то толкали нас на поиск безопасности, ощущение удовольствия и достижение власти, больше не давят на нас своими абсурдными притязаниями, требуя немедленного удовлетворения. Беспокойство и волнение больше не руководят нами, потому что мы осознаем, что они исходят не из Евангелия и не имеют никакой искупительной ценности. Они только продлевают время тьмы в нашей жизни, и от  них можно избавиться, подчиняя свои мысли господству Иисуса Христа.

Конечно, в условиях нашего человеческого существования мы не всегда в состоянии обратить наш разум и сердце на пути Христа. Но мы знаем, что эта рябь на поверхности наших душ не может стать приливными волнами, если мы погружаемся во внутреннее святилище своего “я”, искупленного благодатью, и входим в созерцательную молитву, слушая Бога, Который напоминает нам: “Успокой сердце и остановись. Я с тобой. Не бойся. Я держу тебя в Своей деснице. Все хорошо”.

Результат этого слушания - не только внутренний и личный. Когда внешние условия жизни больше не представляют собой опасности или безопасности, когда тривиальные и неизбежные проблемы повседневной жизни потеряли власть отвлекать наше внимание и ломать нашу жизнь на мелкие кусочки, мы начинаем воспринимать мир как более дружелюбное место. Мы ощущаем всех и все вокруг себя по-другому, не с точки зрения того, как они могут восполнить наши потребности, а как удивительные проявления истины, доброты и красоты в этом мире. Мы живем в ритме с разумом Иисуса Христа и входим в поток и гармонию творческого замысла Бога.

Джордж Мэлони отмечает: “Существует сильное ощущение единства, когда мы находим Бога во всем. Больше не существует разделения между действием и созерцанием”. Когда мы воспринимаем Бога как Того, Кого достаточно, это является признаком открытой жизни. Остаются позади напряжение, стычки и борьба, которые сигнализируют о том, что мы попались в капкан своих самых низменных желаний. Пропадает беспокойный поиск новых ощущений; исчезает смятение и постоянное мысленное прокручивание выхода из разных ситуаций. 

Даже случайные периодические возвращения к эгоистичным мыслям рассматриваются как возможности для возрастания в более глубоких отношениях с Богом. Независимо от того, действуем ли мы или имеем дело с поступками других людей по отношению к нам, мы реагируем на них разумом Иисуса Христа. Именно в этом и заключается открытость. Любя Бога всем своим сердцем, душой, разумом и силой, Иисус был полностью открыт, и поэтому Он являл Бога. В Иисусе было невозможно увидеть какое-либо “я” кроме полной и безусловной любви Божьей.  

Покойный Пол Тиллих сделал это критерием христианского провозглашения о том, что Иисус  - окончательное откровение Бога: “Он стал абсолютно открытым для той тайны, которую Он проявил”. Способность облекаться в разум Иисуса Христа становится доступной нам благодаря нашему единению с Ним. Это дар Святого Духа: “любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ” (Римлянам 5:5). Сила любить Бога всем сердцем - это неотъемлемое право рожденных свыше в Духе Иисуса Христа. Именно это позволяет нам жить в мире в качестве прозрачных носителей Божьего образа.

1 комментарий: