вторник, 8 марта 2016 г.

Важность безрассудства. Глава 1 - Истина. Часть I.

ЧАСТЬ I:
То, как мы живем

Евангельское повествование об изгнании торговцев из Храма приводит нас в замешательство (Иоанн 2:13–22). Оно представляет нам портрет сердитого Спасителя. Кроткий Агнец Божий, Который сказал: “ возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Матфей 11:29), берет самодельный кнут и стремительно проносится по храму, переворачивая столы и витрины, выгоняя продавцов и крича им: “Убирайтесь отсюда! Это не торговая площадь! Не превращайте святое место в базар! Вы, лжецы! Посещение храма - знак почтения по отношению к Моему Отцу. Убирайтесь отсюда!”

Еще более неприятна неустанная страстью Иисуса к правде. В нашем обществе, где деньги, власть и удовольствие - название игры, тело истины кровоточит от многочисленных ран. Многие из нас лгали себе так долго, что наши утешающие иллюзии и логические объяснения покрылись налетом истины; мы прижимаем их к своему сердцу точно так же, как ребенок сжимает в руках своего любимого плюшевого мишку. Звучит неубедительно? Подумайте о мужчине, третий раз заказывающем мартини и цитирующем апостола Павла, что немного вина полезно для желудка; или “либерального” христианина, неистово защищающего сцену с обнаженными телами в фильме “Последнее танго в Париже”, насилие в фильме “Криминальное чтиво” или сцену орального секса в фильме “Мой личный штат Айдахо”, потому что они являются “неотъемлемой частью сценария и сняты со вкусом”; или представьте честного дьякона, который не обращает внимания на обман и манипуляции в своих деловых отношениях, потому что “это - единственный способ быть конкурентоспособным”; или целые церкви, в которых бредят идеями о человеческой невиновности, умение толковать Библию выдают за святость, а количество членов в церкви приводят в доказательство своей истинности. Этот список можно продолжать до бесконечности. Нет предела тем оправданиям, которые мы придумываем, чтобы предотвратить вторжение правды в свою жизнь.

Болезненный вопрос, с которым мы сталкиваемся сегодня в церкви, состоит в следующем: можно ли купить любовь Божью так дешево? Первый шаг в поиске правды заключается не в нравственной решимости избавиться от привычки привирать - каким бы непривлекательным ни был этот изъян характера. Этот шаг заключается не в принятии решения перестать обманывать других. Он заключается в решимости перестать обманывать самих себя. До тех пор, пока у нас не появится та же самая неустанная страсть к правде, которую Иисус проявил в храме, мы будем подрывать свою веру, предавать Господа и обманывать самих себя. Самообман - враг целостности, потому что он мешает нам увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Он прикрывает наше отсутствие роста в Духе Истины и не дает нам прийти к согласию со своим истинным “я”.

Много лет назад я стал свидетелем силы самообмана, находясь в реабилитационном центре для алкоголиков в одном маленьком американском городке. Я заимствовал этот отрывок из своей книги “Евангелие оборванца”, написанной ранее). Сцена была следующей: большая двухуровневая гостиная в доме, находящемся на вершине холма с видом на искусственное озеро. В ней собрались двадцать пять мужчин, зависимых от алкоголя и наркотиков. Крезус О’Коннор, выздоравливающий алкоголик, является главным управляющим. Он - обученный душепопечитель, квалифицированный психолог и старший в команде штата реабилитационного центра. Он приглашает Макса, маленького, невысокого человека, сесть в центре группы, расположившейся в форме буквы П. Макс - номинальный христианин, женатый отец пятерых детей, владелец и президент своей собственной компании, богатый и приветливый, одаренный удивительным самообладанием. О'Коннор начинает допрос:

"Как долго ты пьешь как свинья, Макс?"

Макс недовольно поморщился. "Это довольно несправедливо."

"Посмотрим. Я хочу более подробно узнать историю твоего пьянства. Сколько ты выпиваешь в день?"


"Я выпиваю две Мэри с мужчинами до обеда и два Мартина после того, как мой офис закрывается в пять часов. Затем... "

"Что такое Мэри и Мартин?" - перебил его О'Коннор.
 
"Кровавая Мэри: водка, томатный сок, Вустершир и капля острого соуса Табаско. Мартин — это сухой джин Бифитерс, с оливкой и кусочком лимона".
 
"Спасибо, Мэри Мартин. Продолжай".
 
"Моя жена любит выпить перед ужином. Я подсадил ее на Мартина несколько лет назад" — улыбнулся Макс. "В этом ведь нет ничего плохого, джентльмены?"
 
Никто не ответил.

"Мы выпиваем два Мартини до ужина и еще два перед тем, как идти спать".
 
"Восемь порций спиртного в день, Макс?" - спросил О'Коннор.
 
"Все так. Ни каплей больше, ни каплей меньше".
 
"Ты — лжец!"'

Макс невозмутимо ответил: "Я притворюсь, что не слышал этого. Я занимаюсь бизнесом в течение двадцати восьми лет. Люди знают, что мое слово - кремень. Я построил свою репутацию на правдивости, а не лжи".
 
"Ты когда-нибудь прятал бутылку в своем доме?" - спросили Бенджамин, индеец из Нью-Мексико.

"Не смешите меня. У меня в гостиной есть бар размером в задницу огромной лошади. Ничего личного, мистер О'Коннор". Макс почувствовал, что к нему снова вернулась уверенность. Он снова улыбался.
 
"Ты держишь какую-нибудь выпивку в гараже, Мэри?"
 
"Естественно. Я должен пополнять запас. Человек моей профессии уделяет много внимания развлечению своих гостей у себя дома. Вы же понимаете меня, парни?".

Никто не ответил.
 
"Сколько бутылок стоит в гараже?"
 
"Я не знаю, сколько там точно. На вскидку я бы сказал, что там стоит два ящика водки, четыре ящика джина и несколько бутылок бурбона, виски и ликера".

Допрос продолжался в течение еще двадцати минут. Макс изворачивался и увиливал от прямых ответов, преуменьшал и рационализировал, оправдывая свое пристрастие к выпивке. Наконец, загнанный в угол непрестанным перекрестным допросом, он признал, что хранил бутылку водки в прикроватной тумбочке, бутылку джина в чемодане для поездок, еще одну в шкафчике в ванной в лекарственных целях, и еще три в офисе для того, чтобы развлекать клиентов. Он несколько раз поморщился, но не терял свою показную уверенность.
 
"Ты - лгун!" - громко сказал кто-то еще.

"Не надо быть мстительным, Чарли," - ответил Макс. "Вспомните пример из Евангелия от Иоанна о соринке в глазе брата и о бревне в собственном глазу. И пример из Евангелия от Матфея о горшке, который корил котел за сажу".
 
О’Коннор взял телефон и набрал номер междугородней связи. Это был город, в котором жил Макс. О’Коннор включил громкую связь, чтобы все могли услышать собеседника на другом конце провода.
 
"Хэнк Ши?"
 
"Да. Кто это? "
 
"Меня зовут Крезус О'Коннор. Я работаю консультантом в реабилитационном центре для алкоголиков на Среднем Западе и мне нужна ваша помощь. Вы помните покупателя по имени Макс?"

“Да”.

“Хорошо. С разрешения его семьи я ищу информацию о том, сколько он пьет. Вы работаете в баре, в который Макс заходит каждый день, поэтому я бы хотел, чтобы вы сказали мне, сколько приблизительно Макс выпивает каждый день”.

"Я знаю Макса, но у вас действительно есть его разрешение задавать мне вопросы?"
 
"У меня есть его письменное показание под присягой. Говорите."

"Он - адский парень. Мне он действительно нравится. Он оставляет здесь по тридцать баксов каждый день. Макс выпивает восемь мартини, покупает еще несколько напитков и всегда оставляет мне хорошие чаевые. Хороший парень".
 
Макс вскочил на ноги и разразился бранью, достойной портового грузчика. Он ругался на предков О'Коннора, подверг сомнению законнорожденность Чарли и порядочность всего реабилитационного центра. Он бушевал, вопил и извергал проклятия. Потом он впился пальцами в диван и плюнул на ковер.

Затем во мгновение ока он возвратил свое самообладание. Он снова сел на стул, поправил “маску”, перестроил линию защиты и со знанием дела отметил вслух, что даже Иисус вышел из себя в храме, когда увидел, что саддукеи продавали там голубей и пирожные. После импровизированной проповеди группе на тему оправданного гнева он откинулся на диван и сделал вид, что допрос закончен.
 
"Ты когда-нибудь были жесток со своими детьми?" - спросил Фред.

"Рад, что ты спросил меня об этом. У меня потрясающие отношения с моими четырьмя ребятами. На прошлый день благодарения я взял их на рыбалку в Скалистые горы. Четыре дня мы бродили по пустыне. Прекрасное время! Двое моих сыновей закончили Гарвард, а Макс младший учится на третьем курсе в …"
 
"Я спрашивал тебя не об этом. Каждый отец был жесток к своим детям хотя бы раз в жизни. Мне шестьдесят два года и я могу подтвердить это. Приведи нам один конкретный пример".
 
Последовала длинная пауза. Наконец, он сказал: "Ну, я был немного суровым с моей девятилетней дочерью на прошлое Рождество".
 
"Что произошло?"
 
"Не помню. Всякий раз, когда я начинаю думать об этом, на меня наваливается какая-то тяжесть".
 
"Где это произошло? Как это случилось?"

"Оставьте меня в покое!" - голос Макса повысился в гневе. "Я сказал вам, что не помню. Я не могу избавиться от этого тяжелого чувства".
 
Незаметно О'Коннор снова набрал номер того города и позвонил жене Макса.

"Мэм, это звонит Крезус О'Коннор. Мы находимся на сеансе групповой терапии, и ваш муж только что сказал нам, что был суровым с вашей дочерью на прошлое Рождество. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее, пожалуйста?"
 
Тихий голос заполнил комнату. "Да, я могу рассказать вам. Наша дочь Дебби хотела пару туфель в качестве подарка на Рождество. Днем 24 декабря мой муж отвез ее в центр города, дал ей сорок долларов и сказал ей купить лучшую пару туфель в магазине. Она так и сделала. Когда она села в пикап, чтобы ехать обратно, она поцеловала его в щеку и сказала ему, что он был самым лучшим папой в целом мире. Макс сиял от счастья и решил отметить это по пути домой. Он остановился около бара и сказал Дебби, что скоро вернется. Этот вечер был очень холодным, на градуснике было минус восемнадцать, поэтому Макс оставил мотор включенным и закрыл двери снаружи, чтобы никто не мог забраться в машину. На часах было около трех часов дня и..."

Тишина.
 
"Да?"

В трубке стали слышны всхлипы. Ее голос стих. Она старалась сдержать слезы.

"Мой муж вышел из бара около полуночи. Он был пьяным. Двигатель прекратил работать и окна машины покрылись инеем. У Дебби были сильно обморожены оба уха и пальцы. Когда мы привезли ее в больницу, докторам пришлось сделать операцию. Они ампутировали большой и указательный палец на ее правой руке. Она останется глухой на всю жизнь".
 
У Макса, казалось, начался сердечный приступ. Он попытался встать на ноги, делая резкие, нескоординированные движения. Его очки слетели на пол, когда он упал на четвереньки и начал истерично рыдать.

О'Коннор встал и спокойно сказал: "Давайте разойдемся".  Когда мужчины встали, чтобы уйти, они посмотрели на Макса. Никто из них не забудет, что они увидели: Мэри Мартин, учтивый, богатый, искушенный светский человек, отец пяти детей, хронический алкоголик, все еще стоял на четвереньках. Его рыдания перешли в вопли. О'Коннор подошел к нему и пнул его ногой в бок. Макс перевернулся на спину.

"Ты - ничтожная мразь" — рычал О'Коннор. "Справа от тебя есть дверь, а слева от тебя — окно. Можешь выбрать любое. Убирайся отсюда как можно скорее. Я не провожу реабилитацию для лжецов!"

Если эти слова кажутся вам слишком жестокими, имейте в виду, что философия жесткой любви этого реабилитационного центра основана на убеждении, что невозможно начать эффективное лечение, пока человек не признает, что он бессилен перед алкоголем и что его жизнь стала неуправляемой. И этот вывод был сделан в результате многолетнего опыта. Альтернативой согласия с истиной всегда является какая-то форма самоуничтожения. У Макса были три варианта: сойти в конечном счете с ума, преждевременно умереть или освободиться от зависимости. Однако, у него не было никакого выбора до тех пор, пока враг не был выявлен в результате болезненного и беспощадного допроса на виду у других пациентов. Его самообман должен был быть разоблачен во всей своей нелепости.

Его история продолжилась весьма интересно. Макс умолял о том, чтобы получить разрешение на продолжение лечения и получил его. Затем он начал проходить через самые невероятные изменения своей личности, свидетелем которых стали пациенты из его группы. Он стал честным и более искренним, более открытым, более любящим и более уязвимым, чем когда-либо прежде. Жесткая любовь сделала его настоящим, а истина освободила его.

Развязка его истории еще более интересна. В ночь перед тем, как Макс закончил проходить лечение, другой мужчина, Фред, проходил мимо его двери. Дверь была приоткрыта. Макс сидел за своим столом, читая роман под названием «Уотершипский холм». Фред постучал и вошел. В течение нескольких секунд Макс сидел, уставившись в книгу. Когда он поднял взгляд, по его щекам текли слезы. "Фред" - сказал он хрипло, "я только что впервые в жизни помолился".

В своей автобиографии блаженный Августин показал тесную взаимосвязь между поиском истины и обращением сердца. Макс не мог принять истину о живом Боге, пока он не столкнулся с реальностью своего алкоголизма. С библейской точки зрения Макс был лжецом. В философии противоположностью правды является ошибка. В Священном писании противоположностью правды является ложь. Ложь Макса состояла в попытке быть кем-то, кем он не был — пьющим только по большим праздникам. В его случае правда заключалась в признании действительности — что он был алкоголиком.

В Евангелии от Иоанна лжец упрямо скрывается от света и истины, погружаясь в тьму. Дьявол - отец лжи: “Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Иоанн 8:44). Дьявол - великий иллюзионист. Он лакирует правду. “Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Иоанна 1:8). Он побуждает нас придавать значение тому, что не имеет никакого значения. Он наряжает безделушки в блестящие фантики и обманом уводит нас от настоящего. Он заставляет нас жить в мире заблуждения, нереальности и теней.

Конфликт между отцом лжи и истиной о том, кто такой Иисус Христос, является главной темой Евангелия от Иоанна. Господь не только победил лжеца, но и дал нам часть в Своей победе через Духа Святого; вознесение Иисуса Христа на кресте высвобождает Дух. Пасхальный триумф не только искупил наши грехи и оправдал нас перед Богом, но и принес излияние Святого Духа, данного нам (Римлянам 5:5). Дух позволяет нам побеждать ложь, самообман и нечестность, вызывает в нас любовь к истине Божьей и помогает нам наслаждаться реальностью вечности.

Покойный Жан Даниэлу писал: "Правда - это когда разум придает вещам то значение, которое они имеют в действительности". Настоящей реальностью для верующего является Бог. Когда Макс признал и принял правду о своем алкоголизме, он переступил через порог признания Божьей суверенной реальности и заявил: "я только что впервые в жизни помолился".

Последствия для серьезного христианина, стремящегося иметь ум Иисуса Христа (Филиппийцам 2:5) и полноту жизни в Святом Духе, имеют огромное значение. Для большинства из нас самым реальным в мире является наше материальное существование; а самым нереальным - мир, в котором обитает Бог. Этот факт имеет настолько огромное значение и влияние, что лжец в библейском смысле по большому счету воспринимается как нечто само собой разумеющееся в нашем обществе. Поскольку религиозное измерение жизни - это своего рода необязательный аксессуар, в полной мере являющийся делом вкуса. Вера - это нерешительное согласие с набором догматических определений из пыльного ломбарда. В этом мире нужны влиятельные люди, которые движутся вперед и пожимают руки самым лучшим из них; люди, которые твердо стоят на своих собственных ногах и дают направление своей судьбе. Это сильные люди, которые добиваются своего, а не те, кто сломлены и живут в нужде.

Вы можете сказать, что это мотивы безбожных людей, что мы отличаемся от них. Мы возлагаем свое упование на религию, на веру. И все же есть порода лгунов, которые открыты Духу Иисуса, но поверхностно и неискренне. Они принимают все, но в них ничего не укореняется. Они поддерживают церковное обновление и изменения ради изменений. Они замечают соринку в глазах церковной иерархии, но не огромное бревно в своем собственном глазу. Они против абортов, когда дело касается нерожденных детей, но они готовы задушить мусульман, грешных и виновных. Они похожи на бабочек, которые пьют нектар из тысяч разных бутонов. Жизнерадостные люди, живущие одним днем. Сегодня они возносятся до небес, а завтра они испытывают настолько сильную депрессию, что просят себе смерти. Их жизнь ведома новомодными новинками, и они плывут по течению. Их самый высокий моральный долг заключается в том, чтобы сохранять свое лицо. Никогда не говорите им о том, что цена ученичества высока, что не существует дешевой Пятидесятницы. Это ненадежные христиане, которым нельзя доверять, и число им - легион.

Однако на этих страницах речь пойдет об искренних христианах, вера которых крепка и надежна. Иисус Христос является для них (или они находятся на пути к тому, чтобы это было так) самой важной личностью. Их молитвы - не показные, они лишены напускного благочестия. Они мудры в библейском смысле этого слова и видят реальность такой, какой она является на самом деле. В Писании разум не связан с успешной или не очень успешной деятельностью мозга. Он проявляет себя в признании существования Вездесущего Бога. “Сказал безумец в сердце своем: 'нет Бога'” (Псалом 13:1). С библейской точки зрения великий богослов может быть глупым; а неграмотная прачка, хвалящая Бога за закат, неизмеримо более разумна. Подразумевается, что христиане, о которых пойдет речь на страницах этой книги, обладают разумом и заинтересованы в поиске истины, независимо от их состояния и жизненного статуса. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий